Неразрывная связь одежды и эпохи показывает, что во все времена мода была одним из главных способов выражения собственного эго. В этом ряду головной убор, а если конкретнее – шляпа – играет одну из главных ролей в списке предметов гардероба и делает каждый образ уникальным, придавая ему харизмы и особого шарма.

Необходимо отметить, что на рубеже XX и XXI веков эта уникальная часть образа внезапно ушла в тень, и лишь в новом тысячелетии человечеству вернулось чувство привязанности и любви к шляпам.

Еще античным героям было свойственно одевать головные уборы для защиты от солнечных лучей и ради создания модного образа. В Византии меховые широкополые шляпы были прерогативой простых людей, а вельможи одевали плоские береты.


Треуголка
В XVIII веке самым популярным головным убором была треуголка. Собственно, название она получила из-за своей формы в виде треугольника.

Изготовленная из фетра, треуголка позволяла владельцу беспрепятственно осматривать окрестности, не закрывая обзор. Своим появлением в XVIII веке треуголка обязана испанцам и французам, которые быстро смогли распространить этот головной убор в остальные европейские города и веси, а также в поселения на территории Америки.

Треуголка была очень популярна среди патриотов во времена Гражданской войны в Америке, капитанов торговых судов и кровожадных пиратов, наводившие ужас на мореплавателей.

Цилиндр
Следующим изобретением стал цилиндр – шляпы цилиндрической формы из грубого материала (фетр с тульей). Данный головной убор пользовался популярностью у всего мужского населения конца XVIII – начала XIX столетий.


Выбор цилиндра для участия в праздничных мероприятиях и гуляниях или для повседневных прогулок делался исходя из его цвета. В свет мужчины надевали серые шляпы, в обычной жизни – черные.

Стоит упомянуть британских блюстителей закона, носивших уплотненные цилиндры для защиты. Проведя модные эксперименты, производители изобрели так называемый «шапокляк».

Это был цилиндр с возможностью складывать его в гармошку. Он пользовался бешеным успехом у театралов, которые сдавали складную шляпу в гардероб.

Котелок
Разработанный братьями Болер в середине XIX века котелок представлял собой головной убор округлой формы.

Необходимость его создания заключается в том, что одним известным заказчиком было предложено сделать шляпу, которую не смог бы сорвать с головы ветер. После того как модель была доставлена инициатору, тот сделал пробный прыжок прямо на котелок.
Убедившись в крепости шляпы, заказчик остался доволен и принял заказ. Эта модель пользовалась популярностью у мужчин всех сословий и профессий, многие банкиры, политики, актеры и простые граждане того времени имели котелки в гардеробе.

Трилби и федора
Смоделированные в самом конце XIX века, трилби и федора являлись знаком качества для уверенных в себе мужчин.

Сделанные из фетрового материала, шляпы отличались размером полей (у федоры они были шире), жесткость состава варьировалась. Были очень удобны, не мешали владельцам передвигаться на машине.

Шляпа федора
Особой популярностью стали пользоваться благодаря голливудским блокбастерам того времени, а также гангстерам, чей брутальный образ всегда был подчеркнут шляпой.

Сам Фрэнк Синатра именно благодаря этим моделям шляп стал узнаваем и популярен в народе. Интересно, что модель федора сначала использовалась в качестве женской шляпы и лишь в начале XX века стала использоваться мужчинами.

Канотье
Нельзя забывать и канотье, или шляпу для веселья. Ее можно было встретить как на водевиле, так и на гондольере в Венеции. Недаром само название шляпы с французского языка переводится как гребец.

Популярность была столь велика, что мужчины со всей Европы облачались в нее. Канотье имеет приплюснутую тулью и поля, предназначена для ношения в теплое время года. Классическая модель канотье изготавливается из соломы.


Борсалино
Особый интерес таит борсалино – с этим головным убором связывают самую огромную оплошность. Не будучи непосредственно моделью шляпы, модель является известнейшим брендом, лейбл которого имеется и на федоре, и на трилби, а также и на соломенной шляпке канотье.

И все-таки это в большей степени образ, который принадлежит федоре. Борсалино ассоциируется с сицилийской мафией и Аль Капоне, в частности.


Занимательные факты из шляпной истории:

  • Шляпа, надвинутая на глаза, зрительно уменьшает голову человека.
  • Банкроты в Средневековье носили головные уборы зеленого и желтого цвета, что показывало его проблемы с финансами.
  • По легенде, человека, который примерит шляпу, которую надевал король, ждала суровая кара в виде мучительной смерти.
  • Словосочетание сумасшедший, как мастер – шляпник, вполне оправданно. При изготовлении фетра использовали ртуть, которая вызывала у шляпников слабоумие и потерю памяти.
  • В XVIII веке одна из политических фракций в Швеции именовалась «шляпы» и была ориентирована на союз с Францией.
  • Когда англичане употребляют выражение «Готов проглотить собственную шляпу», это примерно то же самое, когда в России говорят о руке, которую дают на отсечение.
  • Во время второй мировой войны в Великобритании шляпу мог купить только клиент, чья голова была напрочь лишена волос – дефицит.
  • В СССР мода на шляпы пошла от генсека Никиты Сергеевича Хрущева. Свой образ в головном уборе Хрущев обозначал как вынужденный, так как доктора не хотели, чтобы солнце напекло макушку вождя. Советский народ очень проникся идеей носить шляпы, которые заменили кепки, пользовавшиеся успехом ранее.
Ставь лайк и подписывайся 🙂

Leave a comment